РЕШЕНИЯ XXI Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании»
XXI Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании (Технологии 1С в цифровой трансформации экономики и социальной сферы)» состоялась 2-3 февраля 2021 года в онлайн-формате. Организаторы конференции:
- ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
- ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)»
- ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
- ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
- Ордена Трудового Красного Знамени ФГБОУ ВО «Московский технический университет связи и информатики»
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
- Фирма «1С»
Основные направления работы конференции
- Перспективы развития технологий 1С для цифровой трансформации предприятий и обновления системы образования.
- Методические, организационные и технологические средства поддержки педагогической деятельности в условиях офлайн- и онлайн-обучения с использованием технологий 1С.
- Технологическое и методическое обеспечение подготовки специалистов, обладающих компетенциями, необходимыми для работы в условиях цифровой экономики на основе платформы «1С:Предприятие 8.3» и ее прикладных решений.
- Участие индустрии 1С в системе профессионального образования, развитие форм сотрудничества образовательных организаций и работодателей.
В мероприятиях конференции приняли участие 7324 участника из 1973 организаций, которые представили более 700 городов из 20 государств. Среди участников – работники образования всех уровней, представители научных организаций и коммерческих компаний, работающих с технологиями 1С. В рамках конференции проводился «1С:День студента» – открытое онлайн-мероприятие для знакомства студентов с сообществом работодателей, предлагающих рабочие места для специалистов в области технологий 1С.
В программе конференции были представлены выступления представителей Минобрнауки и Минцифры России, доклады 210 участников конференции, 27 мастер-классов, 7 круглых столов.
Участники конференции решили:
- Выразить одобрение усилиям, предпринятым фирмой «1С», по созданию технологических и методических разработок для поддержки дистанционных форм обучения и обеспечения высокого уровня их доступности для учебных заведений в период коронакризиса.
- Обратиться к руководству компании «1С» с просьбой расширить круг прикладных решений, доступных учебным заведениям в режиме удаленного сервиса, как наиболее эффективного средства реализации практикоориентированного обучения в условиях дистанционной работы.
- Шире использовать в традиционном образовании дистанционные формы, доказавшие на практике свою эффективность
- Обратить внимание на опыт фирмы «1С» по созданию видеокурсов для изучения средств разработки 1С:Предприятия за рубежом, контроля знаний и последующей сертификации обучаемых
- Рекомендовать продолжить активную работу по модификации программ подготовки по направлениям 38.03.05 и 38.04.05 «Бизнес-информатика» в вопросе насыщения данных программ IT-дисциплинами
- Рекомендовать расширить работу в рамках 09 группы специальностей в вопросах подготовки специалистов по автоматизации бизнеса
- Рекомендовать расширять учебные планы не-IT специальностей профильными дисциплинами по программированию и алгоритмизации
- Рекомендовать использование отечественных современных ERP-решений и ECM-решений, таких как 1С:ERP Управление предприятием, 1С:Документооборот, в организации обучения по широкому кругу специальностей. Участники конференции отметили возможность использования данной системы для формирования цифровых компетенций у студентов вузов. Отметить, что использование моделей предприятий различных отраслей, которые подготовлены на базе 1С:ERP, позволит вовлекать обучающихся в реальных процессы организаций в рамках процесса обучения.
- Развивать траекторию обучения преподавателей вузов, колледжей и школ, путем создания условий образовательным организациям для обучения современным информационным технологиям и продуктам «1С»
- Поддержать применения практико-ориентированных (демонстрационных) экзаменов в качестве эффективного контроля знаний и навыков в рамках ГИА и рубежных контролей и способствовать расширению данной практики.
- Осуществлять подготовку граждан к условиям цифровой экономики и компетентных специалистов для цифровой экономики через интеграцию учебных материалов и сертифицированных курсов фирмы «1С» в учебный процесс.
- Отметить важность издания учебно-методических пособий для студентов с использованием учебного контента от вендоров, рекомендовать дальше развивать это направление в том числе и по изданию книг по программным продуктам.
- Отметить, что дистанционная работа вузов выдвинула новые требования к как функционалу, так и к срокам автоматизации. Компетенции команд, а также сроки внедрения и ввода в эксплуатацию, сроки предоставления обновлений из «желательных» и «важных» становятся «критичными».
- Отметить преимущества и желательность использования тиражных решений на платформе 1С:Предприятие 8 с целью сокращения сроков внедрения, а также оперативного обновления и техподдержки при использовании ПП. Также отмечают возросшую важность компетенций по тиражным ПП, т.е. привлечение опытных партнерских компаний-франчайзи для снижения рисков и сокращения сроков проектов.
- Отметить следующие пожелания к развитию функционала тиражных ПП для колледжей: развитие функциональных возможностей электронного журнала, в т.ч. мобильного клиента; повышение удобства использования личного кабинета поступающего в рамках организации приема заявлений; проведение вступительных испытаний в дистанционном формате; учет требований проведения дистанционных занятий при автоматизированном составлении расписания.
- Тиражировать практику применения информационных систем фирмы «1С» для построения информационно-образовательной среды в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного и общего образования, а также при построении целевой модели «Цифровой школы» в рамках реализации федеральных проектов «Образование» и «Кадры для цифровой экономики»; необходимость оснащения всех структурных подразделений образовательных организаций и их информационного обеспечения, в частности обеспечение психолого-педагогического процесса в школе и дошкольных учреждениях для создания психологически комфортной и безопасной среды.
- Рекомендовать выработанные участниками конференции критерии выбора программных систем для организации учебного процесса в цифровой образовательной среде школы:
- Ориентированная на школу система администрирования
- Легкий переход от дистанционного обучения к очному и обратно
- Возможности как для проведения онлайн-занятий, так и для организации самостоятельной учебной деятельности школьников
- Проверенная библиотека учебных материалов по школьной программе
- Дидактическое разнообразие учебных материалов в системе
- Инструменты для создания авторского контента
- Возможности для совместной работы и общения
Конференция рекомендует:
- Министерству просвещения России развивать качество подготовки и повышения квалификации учителей информатики, подчеркивает важность данного предмета не только как профориентационного для будущих специалистов в области ИТ и ИКТ, но и как общеобразовательного, способствующего развитию общей цифровой грамотности, и задающего ориентиры в данной области.
- В условиях серьезного кадрового голода в ИТ сфере и недостаточной цифровой грамотности населения признать целесообразным распространить методики, разработанные в системе коммерческого дополнительного образования, на обучение в школах на условиях софинансирования. Особого внимания заслуживают методики, апробированные в течение 8 и более лет на аудитории различных возрастов при широкой выборке регионов, сильно различающихся как по уровню жизни, так и по контингенту
- Рассмотреть возможность внедрения программирования в системе 1С:Предприятие 8 в программу по информатике средней школы, рекомендовать к тиражированию опыт и методику проведения онлайн-занятий на образовательной площадке МБОУ СОШ №7 с УИОП г. Балашиха
- Включать познавательно-развлекательную программу в обучение школьников с целью развития «мягких компетенций» детей и обеспечения полноты развития личности ребенка
- Развивать дополнительное образование школьников в области программирования с целью популяризации информатики, развития алгоритмического мышления и создания условий для выявления и поддержки молодых талантов в этой инновационной сфере.
- Отметить важность развития онлайн формата обучения школьников как в системе дополнительного, так в системах основного и общего среднего образования
- Минпросвещению и Минобрнауке России в целях развития региональных экосистем выявления, развития и поддержки талантов рекомендовать вернуть вузам свободный выбор олимпиад и конкурсов, подлежащих учету в качестве индивидуальных достижений при поступлении.
- Рекомендовать учет индивидуальных достижений организовать в формате сбора цифрового следа, который подтверждает освоение определенных компетенций, на всем протяжении прохождения обучающимся образовательных программ общего образования, программ дополнительного образования и иных образовательных программ и мероприятий.
- Отметить предложение к ИТ-отрасли принять участие в создании региональных фондов для грантовой поддержки преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов для отрасли в российских регионах.